sbor_mini.png
 
Новости
27 Февраля 2019

НОВЫЙ ГОСТЬ В ЧЬЕМ-ТО ДОМЕ ИЛИ СВЯЩЕННИК В ТЕЛЕВИЗОРЕ

Об особенностях телепроповеди

Если прочитать Евангелие с точки зрения специалиста масс-медиа (а почему нет?), изучить форму проповеди самого Иисуса Христа - мы увидим, что он четко учитывал, кто стоит перед ним и слушает его Слово. Саддукеям и фарисеям он говорил одно (мог жестко обличить – «порождения ехиднины»), простым рыбакам - другое, и только Нагорную проповедь, то есть  новое учение, он произнес перед большим скоплением народа, где смотрели на Него и слушали Его  самые разные люди…


Горячая дискуссия вокруг выступления на телеэкране одного известного проповедника, которое в Интернете было названо «жестким видео», заставила меня взяться за перо. Сразу оговорюсь: в этой дискуссии я не буду участвовать.  И так общество разделилось, зачем подливать масло в огонь?  Хочу поговорить о новом жанре  нашего масс-медиа - телепроповеди, при этом никак не  вторгаясь в епархию самих священников -  то, что называется  пастырским словом. Но в данном случае есть приставка «теле». А вот она обозначает область моей профессиональной жизни. Хочу посмотреть на это явление с точки зрения  телеведущей и тележурналиста с большим стажем работы на разных каналах , в том числе федеральных. На моих глазах  рождалось телевизионное православное вещание, в этом процессе мне посчастливилось принимать активное участие. И мне не все равно, чем наполнен православный эфир. Еще мне бы очень хотелось  помочь тем пастырям, кто только начинают свой путь в телевизионном просторе, и делают это с единственной  целью – нести весть о Евангелии, о Христе.


Речь пойдет о жанре публичного телевизионного выступления на огромную аудиторию, о телепроповеди. Телеканалы СПАС И СОЮЗ, а также ЦАРЬГРАД  - существуют и вещают именно на такую, широкую аудиторию. Еще недавно этих каналов не было в нашей стране. Существуют они, без бюджетной поддержки государства, очень непросто. И их Господь хранит-оберегает от закрытия  вещания не только из-за церковных людей, им и так  хорошо, они в ограде Церкви. Этот эфир очень ценен для проповеди на те восемьдесят процентов населения, которые пишут в анкетах, что они православные, но на деле язычники, безбожники: спроси их что о родной вере, ничего не знают. В школе потому что не учили, в семье тоже. Но нажимая кнопку православного телеканала, они хотят больше узнать о Православии. И впервые с образами Православия они сталкиваются именно через телеэкран . Многие из зрителей также впервые открывают для себя  новое сословие постсоветской России - православное священство. Происходит это знакомство с ним   через тот же телевизор. Они смотрят, как священник выглядит, как и что он говорит... По-своему, уникальная ситуация! Была ли такая еще в истории христианства? Телеканал СПАС, например, входит в 11 основных федеральных каналов страны – это значит, вещает на миллионы! Скоро он перейдет на новый формат и войдет в двадцать главных цифровых каналов России. Телевизор дает огромную возможность для проповеди - на сотни тысяч, миллионы людей одновременно, но и требует огромной ответственности от тех, кто появляется в кадре.


Думаю, что большинство из проповедников, присев в кресло в телевизионной студии, хорошо понимают, что сейчас он, батюшка, не просто на амвоне своего прихода, что сейчас там, за кадром, его будут слушать и смотреть совсем другие люди. И в связи со сменой аудитории вопрос «Как слово наше отзовется?» приобретает для него особую актуальность. Еще много чего надо для работы в студии. Перечислю пока профессиональные «пустяковины»: манера речи, внутренний настрой, аккуратность в одежде, умение держаться в кадре, выражение лица и приятная внешность - да, да, даже батюшкам накладывают грим и пудрят нос в телевизионной гримерке, расчесывают и укладывают волосы...Говорю пока только о внешнем. Вроде все это не главное в телепроповеди. Но все это  в том числе создает тот самый телевизионный образ, в данном случае должный стать образом Православия, который и несет священник в кадре.


Это относится и к телеведущим православного эфира. Многих ведь смутит, если телеведущая будет работать в студии, выставив на всеобщее обозрение свои наколки на теле.  А ведь и такое было недавно! В лучшее эфирное время вела православную программу одна популярная ведущая,  приглашенная  с федерального канала на православный. Ее руки были расписаны наколками от кистей до самых плеч. Я понимаю, что у нас у всех  очень разная жизнь и разный путь к вере, но я не понимаю, почему  нельзя одеть блузу с длинными рукавами, работая в студии православного канала .  Я не понимаю, почему никто из профессионалов не обьяснил ей, зачем и почему нужно сделать это. Если это была попытка привлечь к экрану  молодежь - через такой образ Православия - то попытка , на мой взгляд, очень неудачная. Слава Богу, эта телеведущая не сразу, но была заменена.  


Камера не любит лжи. Всегда видно -  искренен ли человек или нет. Всегда видно - бегают его глаза или смотрят спокойно и прямо. Всегда видно - завелся он искусственно, как актер, вошел в раж на пустом месте, отвечая на вопрос в студии, или действительно воспылал праведным гневом на свершающееся беззаконие. Самое главное - подготовленность к обсуждаемой теме: от батюшки хотят услышать прежде всего его знание о Православии, узнать его взгляд на разные вопросы и житейские ситуации с точки зрения веры.  И искренность. Зритель всегда простит ошибку, нескладность речи, всегда простит природную манерность, скованность, волнение, всегда примет шутку и остроту, если видит, что человек компетентен и  говорит от сердца - с уважением и любовью к тому, кто сейчас его смотрит, к зрителю! Он, батюшка в студии – НОВЫЙ ГОСТЬ В ЧЬЕМ-ТО ДОМЕ. Новый, понимаете?! Может ли новый гость с порога начать хамить, кричать, обвинять, обличать, оскорблять, ругаться? Вряд ли. Такого ведь сразу за порог...
       Вспоминаю наши первые практические опыты в учебной студии факультета журналистики МГУ им.Ломоносова, которые следовали за теорией журналистики (да, есть такой предмет!).  Наши преподаватели по профессиональному мастерству, когда мы садились перед учебными камерами, нам так и говорили: вы новый гость в доме, иногда совсем не прошенный. И вас в этом доме должны оставить, не выгнать.  Может, многие не знают: 70 процентов информации по телевидению зритель воспринимает через зрение. И только 30 процентов - через слух. Поэтому так важен зрительный образ, видеокадр. 


Программа ВРЕМЯ в 90ые. С диктором Анной Шатиловой я, тогда спецкор главной дирекции информационных программ, между сьемками занималась техникой речи. Она много лет вела главный вечерний выпуск программы ВРЕМЯ. Тогда еще думали о самочувствии аудитории, ее психическом здоровье, и у нас даже было правило: какие бы плохие новости не показали - нужно закончить выпуск красивым, приятным, легким сюжетом, в конце он снимет возникшее напряжение у зрителя. Программа ВРЕМЯ научила отвечать не просто за каждое слово, написанное и сказанное тобой, она научила отвечать даже за интонацию, с которой произносишь свой текст. И все потому, что ты - новый гость в чьем-то доме. Был и свой дресс код при появлении в кадре. Здесь кроме содержания, нужно было подумать о внешнем виде.  Отсюда у нас, телевизионщиков, такое тщательное отношение к внешности. Посмотрите на ту же  Анну Шатилову, как она выглядит  сегодня (ей немало лет, но она сохраняет активность). Она всегда строга, сдержанна в одежде, и всегда  на ней будет одета ослепительная белая блуза. Это ее эфирный образ, который стал уже и частью ее жизни, ее ежедневного имиджа. Потому что она всегда помнила, когда садилась перед камерой: по одежке встречают, особенно гостя. А она должна стать гостем желанным.


Тогда, в девяностые, за поведение и лексику, что позволяется сегодня в «жестком видео» (просто отдельный жанр  какой-то возник!- жаль, что уже в православном контексте), увольняли с работы сразу. Если вы уже впустили нового человека в дом, вы ведь меньше всего ожидаете от него резких эмоций, хамства, фамильярности. Поэтому вывод: по ту сторону экрана большинство  просто не поймет, если вы, как телеведущий, выберете эту манеру общения со зрителем. Вы можете ее все же выбрать – ваше право искать свой имидж, к тому же сейчас все правила  работы в эфире, увы!, разрушены  – но знайте, рано или поздно у вас возникнет непонимание с аудиторией.  Это первое, что оттолкнет.  Нужно хоть немного знать и понимать законы эфира и законы восприятия аудитории, ее возможной реакции: обратная связь называется. Этому учат и учатся. И настоящий профессионал об этом помнит и думает всегда, когда работает в кадре, когда снимает, когда пишет телесценарий.


Тогда же, в девяностые, где-то с 94го года начиная, впервые была разрешена православная тема на первом канале. С корреспондентом Андреем Стуруа (он много снимал службы Патриарха Московского и Всея Руси Алексия2, я же, вернувшись из командировки по странам Святой земли, начала писать о главных датах православного календаря) мы вместе бились над тем, как сделать сюжеты о праздниках, репортажи со служб доступными по содержанию и  привлекательными по форме. О сложных понятиях веры приходилось говорить ясным, простым языком. Да еще уложить все в минуту информации. Отдельно приходилось работать с монтажерами. Только после этого в сюжете звучало самое яркое место отснятой проповеди, а в кадре появлялись красивые, молодые одухотворенные  лица (у монтажеров срабатывал советский шаблон: в храм ходят только бабушки!- и видеоряд состоял именно из них). Иногда достаточно  поправить несколько планов – и сюжет было не узнать. Из серого и скучного, он превращался в разговор о духовной жизни страны. Это тоже была забота об образе Православия, а также - об аудитории, мы уважали и понимали ее.


Радостно, что православные каналы сделали популярными на всю страну многих московских талантливых проповедников. Но бывает и так -  вот слушаю по тв иного батюшку, и вижу профессиональным своим зрением, что  в увлечении новой профессией телеведущего,  он сам, не зная того, совершает одну ошибку.  Вещание на тв для него - это то же самое, что вещание на своём приходе, на трапезе перед своими чадами. Там, где  мысль любимого пастыря с полуслова поймут и эмоцию подхватят, там, где  после многих лет духовного общения прихожане готовы  выслушать от батюшки самую горькую правду о себе  – даже в самых смачных  выражениях. Вот это - большая ошибка, о ней просто многие не знают, не подозревают – потому что никто из профессионалов им об этом не сказал.  Это нарушение профессионального закона, которое обязательно приведет к конфликту между зрителем и ведущем телеэфира. Называется: перепутать жанры и не учесть запросы аудитории. Иными словами: форма, стиль общения с конкретным духовным чадом, чадами или со своими прихожанами (эти люди уже в церкви) – это одно, а  жанр публичного выступления в масс-медиа, телевизионной проповеди через тв, где у экрана собрана самая разная аудитория! – совсем другое. И если уже после эфира проповеднику приходится всем обьяснять, что я хотел сказать всего лишь «то- то» и «то- то», а вы  не так меня поняли - это и сеть главный признак совершенной ошибки. Уверена, связана она просто с незнанием правил другой профессии, которая заключена в приставке «теле» в обсуждаем деле  «телепроповеди». 


О торжествующем Православии в нашей стране говорить пока  рано. Мы вышли духовно дикие из эпохи столетнего атеизма. Мы - духовные неандертальцы, в нашем обществе таких большинство.  И вот именно эти люди в большинстве своем и смотрят телевизор, пытаясь что-то понять о вере предков. Конечно, есть и верующие, «белые платочки», но статистику, что в нашей стране всего три процента воцерковленных людей, пока еще никто не отменял. И об этом тоже хорошо бы не забывать, вступая на поле масс-медия для исполнения высоких задач.  


Мне самой, как мирянке нашей Церкви, хорошо известно, что такое общение с духовником. Как жестко он может сказать всю правду о тебе самой, обличить. Но это - долгосрочные отношения двух людей на почве веры, добровольная духовная работа, совершающаяся трудно, постепенно, втайне – в стороне от посторонних глаз,  не без своих коллизий, но в итоге  преобразующая тебя. Самое опасное (это уже  на мой профессиональный взгляд), что «жесткое видео», которое вызвало смущение и споры, мне прислали как пример обличительной проповеди. И таких видео становится все больше. Это и есть власть телевидения: раз по телевизору показали –значит стиль «жести»(многие называют его  просто хамством) допустим для всех. Считается, что такая проповедь призвана встряхнуть общество, разбудить его.  Может и так? Давайте поразмышляем вместе. Может и вправду, по-другому с нами никак? А я вот в связи с «жестким видео»  сразу думаю  про  реакцию  людей, идущих к Богу. И еще про то, как можно голодному из блокадного Ленинграда ставить в вину: а чего это ты такой худой, больной и шелудивый? Тысячам голодным! Скольких оттолкнет такое «жесткое видео», что увидели миллионы, от веры, Церкви, первой исповеди? Что может быть страшнее для проповедника Христова, чем такое? 100 лет мы жили в царстве хамовом, так зачем его втаскивать на православное информационное поле, которое учит поведению миллионы людей? 


Мне близка точка  зрения иеромонаха Романа, которую он высказал при обсуждении этой темы в соцсетях:  "слушают священника по телевидению и глубоко верующие, и мало верующие, и даже враги Церкви. И повода им давать к хулению Церкви не следует. На приходе воспитывай так, как тебе совесть подсказывает. На телевидении всех люби великой любовью, и даже не укоряй". Всегда, всегда нужно помнить, что вы - новый гость в чьем-то доме! Это базовое правило для телевизионного человека.


Если прочитать Евангелие с точки зрения специалиста масс-медиа (а почему нет?), изучить форму проповеди самого Иисуса Христа - мы увидим, что он четко учитывал, кто стоит перед ним и слушает его Слово. Саддукеям и фарисеям он говорил одно (мог жестко обличить – «порождения ехиднины»), простым рыбакам - другое, а вот Нагорную проповедь он произнес перед большим скоплением народа, где смотрели на Него и слушали Его разные люди. И здесь он просто учил. Учил новым духовным заповедям, которые призваны были преобразовать жизнь людей. Он не обличал, он ничего не обещал, он излагал новые правила  жизни («информация в чистом виде!» - как сказали бы работники информации). Он давал знание, сеял семя. Еще и накормил всех после этого, то есть проявил милосердие и любовь к слушавшей его "аудитории". Нагорная проповедь и весь этот евангельский сюжет во всей своей полноте и значении – это и есть, на мой взгляд, идеальный пример  для телепроповедников 21го века, которые вышли сеятелями слова Божия на поле масс-медиа. Это еще и великолепный зрительный образ, который рождает чтение этого места  и оставляет в сердце много света, любви, тепла и желания менять свою жизнь!


Хорошо, что в Духовных академиях ввели факультатив: православные СМИ, общение с прессой. Это хороший знак, потому что многому надо научиться, прежде чем сесть в кадр или начать проповедовать через прессу и ТВ. Это, как минимум, очень ответственно. Мне приходилось встречать священников, которые так и говорят: мы не выступаем по радио и телевидению. При этом они прекрасные проповедники и духовники у себя на приходах. А просто потому, что они понимают всю ответственность своего выступления на экране или просто чувствуют, что это совсем иная форма проповеди, к ней надо быть особо готовым.


Хочу добавить: большой ценой досталось существование православных каналов! Большой ценой досталась возможность священнику вещать с телеэкрана на большую массу людей! Православный эфир существует, потому что он нужен людям! И чтобы их приводить, а не уводить. Давайте со всех сторон ответственно и бережливо относиться к таким возможностям! Надолго ли они?


Надеюсь, эти мои профессиональные знания, наблюдения и опыт хоть немного помогут кому-то в работе на православном телевизионном поле, зададут нужный вектор в той области, что относится к приставке «теле» в понятии телепроповедь. И я уверена, что жизнь в России только тогда изменится, когда большая часть моих соотечественников полюбит и примет свою веру. Представляете, в руках телепроповедника не только спасение отдельного человека, но и судьба страны, не больше- не меньше!  С большим уважением и любовью к нашим пастырям и их трудам...


Елена Козенкова, автор и телеведущая программы "ВЕРУЮ. Из жизни знаменитых современников" (телеканал Союз), автор многих док.фильмов, лауреат и победитель кинофестивалей "Радонеж" и "Лучезарный ангел", в прошлом - специальный корреспондент программы "Время" и других программ федеральных каналов, автор курса и преподаватель в школе-студии «Останкино» "Авторское телевидение", основатель интернет-тв «Верую..» https://www.youtube.com/channel/UCkj57yQtaQqUEuzWxs0WOlQ


Возврат к списку