sbor_mini.png
 
Новости
Православные праздники. 12 Января 2015

Православные праздники.

Мы приближаемся к Богу только тогда, когда мы приближаемся друг к другу.

Вечнозеленые, украшенные разноцветными игрушками елки среди зимы выглядят поистине волшебными. Именно в это время мы встречаем Рождество — радостный христианский праздник. Родился не просто человек, но и Бог. А это значит, что наша дорога к спасению стала открыта. В канун Рождества Христова мы беседуем с настоятелем храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери игуменом Игнатием (Луковичем): 

- Отец Игнатий, многие воспринимают праздник Рождества Христова как добрую традицию наших предков. А что на самом деле изменилось в жизни людей с рождением Спасителя? 

- Когда мы говорим о Рождестве, мы должны, прежде всего, понимать, что это Рождество Спасителя. Господь смирил себя до того, что принял нашу человеческую природу, чтобы ее исцелить. С рождением Спасителя заканчивается время Ветхого Завета и начинается время Нового Завета. И те десять заповедей Моисея Господь не отменил, а сформулировал более понятно и просто. Он их объединил в две основные: о любви к Богу и о любви к ближнему. Иногда мы в своей жизни не знаем, как нам поступить, какое дело угодно Богу, а какое нет. В этом случае мы можем задать себе вопрос: вот это я делаю из любви к Богу и ближнему или нет? Если что-то не будет стыковаться в ответе, значит, это точно неправильный поступок. Хочу ли я, чтобы так поступили со мной? Простые принципы. Христа не случайно называют Новым Адамом. Родоначальник по плоти Адам, а Христос – родоначальник по духу, родоначальник нового человечества, способного войти в Царство Небесное. Воплощение Христа стало для него не меньшим подвигом, чем страдальческая смерть на кресте - самая позорная и мучительная. Воплощение святые отцы называют уничижением. Творец видимого и невидимого мира снизошел до того, что воплотился в свое творение. Ради того, чтобы это творение опять вернуть к себе. Победил грех, чтобы нас сделать достойными Царства Небесного. 

- У нас в Бресте строят новые храмы, прихожан становится больше. Но все ли просят, придя в церковь, душевной чистоты, или их больше заботят материальные блага? Ведь Господь сказал: «Ищите прежде Царствия Божьего, а остальное приложится вам…»? 

- По-разному. К сожалению, кто-то относится к Церкви и церковным праздникам как к какой-то хорошей традиции, которую исполняли наши родители, деды и прадеды. Есть определенная часть людей интересующихся, которые стремятся прочитать, как это происходило, почему, изучить Библейскую историю, историю Нового завета, читают Священное писание, посещают воскресные школы для взрослых, не стесняются задавать вопросы священнослужителям. И они находят ответы на свои вопросы, и для них хождение в храм становится осмысленным, вера становится осознанной. Собственно, к этому мы всех и призываем. Не случайно практически в каждом городском приходе у нас действует не только воскресная школа для детей, но и для взрослых. Это очень важно. Мы в свое время не получили богословского образования, не изучали Закон Божий, понятия о своей вере не имели. Сейчас мы можем компенсировать этот пробел через общение с грамотными священнослужителями. И, конечно, главная их задача - объяснять людям, для чего им необходимо ходить в храм. И, когда человек получит хорошее толкование и плюс к этому свой личный опыт, у него возникает потребность постоянно подпитывать душу свою Божественной благодатью. Как это происходит, никто не в силах объяснить, это можно только прочувствовать. 

- Каких духовных качеств не хватает современным людям – какие изъяны для них характерны? 

- Для многих сегодня характерно стремление к материальным благам и два вида сребролюбия: с одной стороны, стяжательство, а с другой, расточительство. Если даже у человека и нет больших денег, он последние готов потратить на себя. Потому что думает: время летит, молодость проходит, а он еще не вкусил всех «благ». И ведет себя, как в притче о блудном сыне. Там сказано, что блудный сын вместе со свиньями ел рожки и не мог ими насытиться, потому что страсти человеческие ненасытны. А душевный покой и радость, которые человек может приобрести, общаясь с Богом, приходят в том случае, если он отказывается от своих грехов и наполняет свою душу благодатью и добротой. Вот, например, человек выходит из церкви и ощущает, как ему хорошо и легко. Это состояние мы постоянно должны в себе поддерживать. Так делали и подвижники благочестия: если благодать или легкость уходили по каким-то причинам – внешним искушениям, скорбям, то они начинали тосковать по ней, искать ее, еще больше смотреть внутрь себя, исповедоваться, чтобы исторгнуть из себя проникающие в душу страсти. Некоторые говорят: «Когда я только пришла в церковь, чувствовала эту благодать, а потом уже не так». Бог дает такое состояние, чтобы мы искали этой благодати. Когда ребенок учится ходить, его ведут за руку. А потом, когда хотят, чтобы он становился крепче и крепче, родители отходят от него и говорят: «Ну, теперь ты иди ко мне». И дитя бежит навстречу. Что-то похожее происходит и в нашей жизни при общении с Богом. Первые годы, кажется, всё было легко и просто, и посты соблюдать было нетрудно, и в церковь ходили с радостью, и многочасовые службы выстаивали. Вдруг потом почему-то стало тяжело. А потому, что, когда мы научились ходить, сами должны бежать навстречу Богу. 

- Как ваши прихожане в этом году готовились к встрече праздника? 

- Всё происходит традиционно, потому что люди знают, как готовить к Рождеству храм. При нашем приходе есть сестричество, которое активно участвует в уборке, в украшении храма, молодежное братство, которое тоже помогает не только создать внешние краски праздника, но и составляет программу торжественных мероприятий. Преподаватели воскресной школы готовят детские хоры и программу для выступления ребят на Рождественском утреннике. Все вместе делаем подарки для детей. В этом году мы приняли участи в акции «Подари Рождество ребенку», собирая различные вещи для детей-инвалидов, сирот, которые находятся в приютах, различных оздоровительных центрах, и всё это объединяли в епархиальную акцию для того, чтобы поздравить и этих детей. Стараемся как можно больше людей охватить, чтобы у них о Рождестве было радостное воспоминание и приятные мысли о том, что действительно пришел Спаситель, которому есть дело абсолютно до всех и каждого. Эту мысль нужно донести как можно большему количеству людей. 

- После Рождества наступают Святки. Как их правильно проводить? 

- Наши благочестивые предки в эти святые вечера собирались вместе, пели Рождественские гимны, так называемые колядки, ходили друг к другу в гости и прославляли Христа. Закончился Рождественский пост, и я думаю, что Святки православному христианину уместно проводить, посещая друг друга и поздравляя, рассуждая о Христе и радуясь друг за друга: Спаситель пришел и воплотился, чтобы спасти всех нас. Это наша общая радость, она должна подкрепляться и беседой дружеской, и какими-то концертами Рождественскими, выступлениями. Дети со звездой ходят даже по домам и прославляют Христа, люди с удовольствием дают им угощения, пожертвования. Это всё вызывает умиление, потому что мы возвращаемся к традициям наших добродетельных предков. 

- С язычеством эти гуляния ничего общего не имеют? 

- Языческие действия - это гадания, прыжки через костер, какие–то необычные обряды, которые не соответствуют христианским взглядам. Ни в коем случае нельзя гадать. Вообще грех гадания – это отрицание Промысла Божия о самом себе. То есть ты не хочешь верить в то, что Господь промышляет и создает для тебя самые лучшие условия в твоей жизни для твоего же спасения. Ты отвергаешь это доверие и говоришь: а что же будет? И вот здесь уже темные силы отвечают, чтобы человека запутать, чтобы человек принимал в жизни неправильные решения, чтобы, в конце концов, отходил от Бога. То, что с нами будет - это тайна для каждого из нас. Нам лишь следует просить у Господа спасения, то есть исцеления души, и следовать за Христом. 

- Молитва может ли изменить что-то в жизни человека, если есть Промысел Божий? 

- Конечно. Мы для того и просим, чтобы Он изменил к лучшему. В первую очередь, спасительному для нас. Вы слышали в церкви прошение о том, чтобы Господь изменил чье-то материальное положение? Нет таких молитв. Или вы слышали прошение о том, чтобы детям поступить в какое-то учебное заведение? Тоже нет. Есть очень четкая формулировка: просят помощи Божией о том, чтобы Господь послал благое и полезное учение. Потому что знания без воспитания человеку только вредят. Просить о выздоровлении – значит об исцелении души. Мы можем видеть людей, которые в молодости были исключительно здоровы. Но с течением времени, приобщаясь к тому или иному греху, перед нами может оказаться человек, который страдает пьянством или наркоманией, причиной которых стал он сам, его образ жизни. И здесь спрашивается: мы можем просить о выздоровлении такого человека? Просить, прежде всего, нужно о здоровье души. Если человек здоров душой, то ему уже совершенно не принципиально, в каком состоянии находится его тело. Здесь мы можем видеть массу примеров, таких, как Матрона блаженная Московская, которая с детства была инвалидом. А оптинские старцы даже говорили, что монаху вообще не нужно много здоровья, потому что монах должен не лечиться, а подлечиваться. Это ему будет полезно для его монашеского подвига. 

 - Ваши пожелания брестчанам? 

- Прежде всего, желаю в праздник Рождества Христова сохранить эту радость воплощения Спасителя. И помнить, что мы приближаемся к Богу только тогда, когда мы приближаемся друг к другу. Будем учиться любить друг друга, и тогда мы будем легким отражением той Божественной любви, которой вознаградил нас Спаситель через Свое Рождение. Любовь покрывает всё. И любовь всегда связана с жертвой. Любая мать, которая своего ребенка любит, готова жизнь свою отдать ради него. Вот Господь, наш любящий Отец, отдал жизнь за нас, ради каждого из нас. Мы должны об этом помнить. Любовь побеждает всё. 

Марина Каменкова

Возврат к списку